Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости
Здравствуйте, друзья!
Дана подняла в своем блоге очень важную тему о проникновении цифровых технологий в повседневность наших детей. Я уже начинаю сталкиваться со своими первыми задачами о том, как найти баланс между тем, что различные цифровые устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни, а значит, и жизни наших детей, и категорическим нежеланием, чтобы ребенок проводил много времени у экрана. Сегодняшняя реальность такова, что перед родителями все раньше и раньше встает вопрос, как уберечь ребенка от компьютерной зависимости.
Моя дочка еще малышка, и я бы предпочла, чтобы она совсем пока не контактировала ни с компьютером, ни с планшетом. Ведь зависимость ребенка от компьютера может начать формироваться уже в раннем возрасте, и в полной мере проявиться в подростковом. Но я частенько во время дочкиного дневного сна что-то читаю с планшета, пишу статьи, отвечаю на комментарии к сайту, комментирую другие блоги, и хотя я стараюсь, чтобы он не попадался ей на глаза, она уже знает, что он где-то рядом и настойчиво требует его. И 5-10 минут у экрана ей недостаточно, расстраивается, и когда не даю совсем, и когда забираю (хорошо, что иногда удается отвлечь чем-то). И на кнопки на ноутбуке, Марине тоже очень хочется понажимать, и хотя этого мы не позволяем, она не оставляет попыток, например, пока мы болтаем с бабушками и дедушками по скайпу.
Дети и компьютер: разрешить нельзя, запретить?
Совет совсем не давать детям доступ к цифровым устройствам, пока они не смогут целенаправленно использовать их по делу (например, чтобы найти конкретную информацию), наверное, в своей сути правильный, и защищает ребенка от риска компьютерной зависимости в определенной степени. И это единственный способ совсем не сталкиваться с истериками малыша по поводу того, что у него забрали такую яркую, музыкальную, интерактивную игрушку.
Но мне кажется, он неприменим, поскольку тогда и родителям придется отказаться от использования гаджетов, ведь ребенку хочется делать то же, что делают его мама и папа. Поэтому тогда нужно, чтобы ребенок в принципе не видел родителей, увлеченно разглядывающих что-то интересное в планшете или компьютере. Маленькому ребенку сложно объяснить, что вы там не в игры играете и не мультики смотрите, а читаете книгу или даже работаете. Поэтому, если вы сами постоянно пользуетесь каким-то устройством, будьте готовы к тому, что оно окажется в руках у малыша, рано или поздно. И по моему опыту, скорее рано, чем поздно, и избежать этого без истерик можно только путем ограничения своего собственного экранного времени. Ведь только, если мы сами сделаем свою жизнь насыщенной и многообразной, ребенок будет знать, что яркий мир существует не только в компьютере.
Признаюсь, я не готова отказаться от использования планшета и компьютера, с их помощью я могу быстро изучить какой-то вопрос, найти нужную мне прямо сейчас информацию, прочитать множество книг, поделиться полезной информацией с другими людьми. И я не чувствую правильным скрывать этот аспект своей жизни от ребенка, прятаться по углам или позволять сесть себе за ноутбук только ночью. Но я и не злоупотребляю сама гаджетами. Сейчас, когда ребенок не спит, я могу отвлечься на компьютер на 2-5, редко 10 минут, если дочка чем-то занята. Наверное, родители деток постарше могут позволить себе немного больше времени у экрана, нужно смотреть на ребенка, как он будет реагировать на это. Неоднократно встречала утверждение, что вид мамы, без движения залипшей у экрана и не отзывающейся на сигналы ребенка, удручающе действует на малышей, думаю, так оно и есть. Ведь малышу просто необходимо наше внимание, взаимодействие с нами, наша вовлеченность.
Компьютерная зависимость у ребенка: как предотвратить
Часто я сомневаюсь, правильно ли я выстраиваю правила обращения с цифровой техникой и необходимые ограничения, нащупываю оптимальный вариант. Пока дочка еще маленькая, эта задача решается у нас так.
Лучше, чтобы гаджеты как можно реже попадались ребенку на глаза, когда они не используются взрослыми, их лучше убирать подальше, чтобы не создавать соблазны. Это как с опасными или хрупкими предметами, чтобы избежать и несчастных случаев, и лишних запретов, их просто лучше убрать туда, где ребенок их не увидит и не достанет (Обеспечиваем безопасность детей дома просто и быстро).
Если уж дочка заметила планшет и требует его, и не удается отвлечь ее чем-то другим, то я даю его ей ненадолго. Время у экрана я ограничиваю, иногда это вызывает бурное недовольство, но дочка довольно быстро успокаивается и переключается.
Я стараюсь избегать ситуаций, когда ребенок остается с планшетом один на один, хотя соблазн воспользоваться этим и заняться своими делами очень велик, но я поддаюсь ему только в крайних случаях. Обычно я сижу рядом, включаю ей Nursery Rhymes (короткие музыкальные мультики с детскими рифмованными песенками на английском языке) и пою их ей, при этом жестикулирую, отвлекая часть внимания от экрана. Или показываю и называю персонажей. Ну и слежу, чтобы она не удалила случайно все программы))).
Думаю, по мере взросления дочки, у нас появятся более четкие правила относительно времени, проводимого за компьютером. И я буду учить дочку использовать компьютер не для развлечения, а как помощника для оффлайн игр и обучения. Например, Дана в своем посте как раз и рассказывает, как компьютер используется ее сыном для того, чтобы освоить новый навык, помогает мальчику в его реальном увлечении, а не заменяет его виртуальными играми.
Верное средство спасения ребенка от компьютерной зависимости
Но основное решение проблемы компьютерной зависимости у детей, на мой взгляд, кроется в том, чтобы сделать реальную жизнь ребенка более интересной и захватывающей, чем цифровой мир. Чтобы подросшему ребенку хотелось не только целыми днями сидеть у компьютера, но и читать книги, гулять и бегать на улице, общаться с другими людьми, заниматься творчеством. А для этого ребенку с самого раннего возраста надо привить любовь ко всему этому, опять же подавая ему собственный пример и занимаясь этим вместе с ним.
Вовлекать ребенка в свои взрослые занятия, не связанные с компьютером, пусть это будут хотя бы самые простые бытовые дела: вместе приготовить еду, вместе навести порядок дома, вместе развесить постиранное белье. С вдохновением читать ему книги, чтобы чтение стало приятным времяпрепровождением для ребенка, и он бы сам проявлял инициативу, выбирая очередную книгу уже и для самостоятельного чтения. Активно проводить время на улице, позволяя малышу бегать, прыгать и пачкаться, исследовать мир вокруг, непосредственно взаимодействуя с ним. Обеспечить его материалами для творчества, познакомить с их свойствами и заразить его желанием создать что-то самому.
Именно в совместной деятельности, в расширении возможностей и в создании условий для свободной игры, чтения, физической активности, творчества, я и вижу для себя ключ к ответу на вопрос, как уберечь ребенка от компьютерной зависимости. А по сути своей все эти действия родителей направлены на формирование надежной привязанности у ребенка, являющейся основой его развития. А надежно привязанный к родителям ребенок вряд ли выберет компьютерную игру, если папа предложит поиграть вместе в футбол, или мама попросит помочь испечь печенье. Поэтому лучшая профилактика (да и лекарство тоже) компьютерной зависимости у ребенка – это укрепление привязанности ребенка к родителям, когда он чувствует, что нужен и значим, когда он гармонично существует в жизни родителей, а они вовлечены в его дела и интересы.
Мне бы хотелось, чтобы современные цифровые устройства помогали моему ребенку в жизни, а не мешали ему жить. Чтобы броская яркость виртуального мира не затмевала для моего ребенка прекрасный реальный мир. Чтобы поверхностная болтовня в соцсетях не стала заменой живому общению и искренним человеческим отношениям. Чтобы ребенок был не наблюдателем и пассивным потребителем информации, а творцом.
Дорогие читатели, пожалуйста, расскажите в комментариях, пришлось ли вам уже столкнуться с необходимостью ограничивать интерес своего ребенка к цифровым устройствам? Удалось ли вам совсем избежать взаимодействия ребенка с компьютером в раннем возрасте? Какие вы видите способы уберечь своего ребенка от компьютерной зависимости? Мне важно ваше мнение!
Счастливого вам дня!
Действительно, для того, чтобы у ребенка не вырабатывался огромный интерес к технике нужно разнообразить его досуг. Малыш должен отдавать предпочтение прогулкам на улице, активным играм, чтению и другим занятиям, а не компьютеру.
Да, Елена, именно это я и хотела сказать, а чтобы ребенок отдавал предпочтение этим занятиям, а не компьютерным играм или мультикам, маме и папе нужно сначала показать ему своим примером, а также совместной деятельностью, как разнообразны и интересны эти занятия.
У меня был период со старшим сыном, когда я работала внештатным переводчиком и очень много времени проводила за компьютером. В последствие, я столкнулась с тем, что мой ребенок стал зависим от компьютера. Пришлось срочно принимать меры и… почти отказаться от работы, чтобы больше гулять и активно проводить время вместе. Сейчас, мои дети используют планшет, а старший еще и телефон, но строго ограниченное время. После компьютеров мы обязательно играем во что-то подвижное, или идем гулять.
В современном мире очень трудно совсем ограничить детей от компьютера. Ведь компьютеры — часть нашей жизни. И надо с детства учить детей жить с ними в ладу и гармонии, с пользой для ума и глаз
Людмила, спасибо, что рассказали о своем опыте. Я до самых родов уже в декрете работала из дома на компьютере, но после родов так и не решилась возобновить свою удаленную работу. Сначала не до того было, а потом стало ясно, что дочка просто не даст мне работать. Конечно, когда не работать невозможно, приходится идти на компромиссы и придумывать нестандартные решения.
Хорошо, что вам удалось вовремя заметить тревожные признаки компьютерной зависимости у сына и изменить ситуацию. Согласна, что совсем ограничить сложно, да и не нужно, пожалуй. А вот научить разумно использовать, контролировать время у экрана и соблюдать баланс с другими занятиями очень важно!
Согласна с Людмилой, полностью ограничить детей от игр на компьютере и просмотра мультфильмов не реально, но этот процесс нужно контролировать.
Елена, я тоже за разумный баланс и родительский, а потом и самостоятельный контроль времени, проводимого у экрана.
В нашей семье мы тоже уже столкнулись с тем, что ноутбук у ребенка вызывает дикий восторг и так охота понажимать на клавиатуру. Конечно, я не даю этого. Но сейчас все чаще задумываюсь, смогу ли я уберечь от компьютерной зависимости малыша и что мне для этого надо делать. Всегда люблю читать твои статьи, Ира. Многое становится яснее.
Телевизор дома я уже не включаю практически никогда, тем более чтоб он шел фоном.
Работаю за компьютером, когда малыш спит. днем и вечером. Поэтому маму, сидящую постоянно перед монитором он не видит.
Но видит папу… У меня муж настолько привязан к экрану, вся эта политическая жизнь его просто поглащает, ему надо быть в курсе всего, что каждую свободную минуту он решает глобальные вопросы у компьютера, поглащает информацию. Конечно, он играет с сыном. Но запретить при сыне ему читать всякие политические форумы я ему не могу. Хотя пытаюсь донести, что сына потом за уши тоже не оттащишь.
Буду бороться пока со старшим зависимым дальше) дам почитать эту статью. Спасибо.
Галя, как я тебя понимаю, у меня таже ситуация, только еще хуже муж — программист, и если он не работает то вовлечен новостями, книгами онлайн, играми в плейстейшн, хорошо хоть телевизор мы не смотрим)))Мне кажется, чтобы избежать зависимости ребенка от компьютера надо прежде всего родителям за ним не сидеть
Да, конечно, сейчас все сложнее сдержаться от незаглядывания в компьютер. Многие родители сами очень зависимы.. А как тогда объяснишь ребенку, что папе можно , а тебе нет. Будем доносить до отцов)
Очень хорошая статья получилась! Согласна со всеми твоими выводами, я пришла точно к таким же, только уже немного могу проследить результат, и сказать, что это работает. Из поста, который ты упоминаешь, есть две ссылки (в самом конце) на мои старые два поста «Дети у экрана» с техническими подробностями (как именно это у нас работает) и с выводами, которые делаю я. Почитай, тебе будет интересно, тем более, что думаем мы в одном ключе
Удачи вам в этом нелегком деле!
Дана, спасибо. Да, твои статьи прочитала, мне нравится, что у вас есть четкие правила, которых придерживается вся семья. Мне кажется здесь еще очень важно, чтобы сами родители четко исполняли то, о чем договорились. Потому что если мама позволяет телевизор только на час, а папа, если хорошо попросить или поныть, разрешит посмотреть подольше, то дискредитируется вся идея.
Для меня это тоже вопрос. Я сама стараюсь как можно реже попадаться на глаза «работающей», а вот муж, когда приходит с работы, обязательно включает компьютер — и он у него почти весь вечер включен, регулярно к нему подходит. И, конечно, у ребенка тоже есть интерес. Он, правда, знает ограничения: что клавиатуру и мышь трогать нельзя ))) Но это не мешает ему требовать: включить мультик или показать картинку, которая заинтересовала. Мы пока спасаемся тем, что четко обозначаем, что это сфера управления взрослых. Если что-то разрешат — то можно, если нет — то нет. В отличие от его личных вещей — игрушек, книг.
Ольга, спасибо за комментарий. Да, согласна, очень важно, чтобы ребенок воспринимал компьютер как вещь родителей, а не свою игрушку. Мы вот в свое время совершили ошибку, дали дочке планшет в руки, теперь она очень обижается, если его не даем, с ноутбуком пока проще, потому что все взаимодействие с ним под ограничивающим родительским контролем.
» подавая ему собственный пример и занимаясь этим вместе с ним.» — это для меня самый главный ответ на вопрос! Но и да — привязанность к родителям. Дети учатся на примерах значимых для них людей, как себя будет вести взрослый — так и ребенок, если взрослый вовлечен, как тут писалось в жизнь ребенка.
Кто ребенку показывает, что существуют мультики? — Родители. У меня, например, в детстве мультиков не было, были записанные сказки на бабинах, выбранные моими родителями — что они мне давали, то я и слушала-смотрела. Хотя общаясь со своими ровесниками, понимаю, что даже в моем детстве были сказки и мультики, но я их не смотрела — не то, что не давали, я даже не знала, что есть такие. Знала там, самые популярные…вообщем — что родитель покажет — то ребенок и будет видеть.
Не докажешь, что ты в компе не мультики смотришь, так а зачем доказывать — ребенок подходит посмотреть, что мама делает — а мама пишет, читает — вот он и видит, что мама делает…и вся проблема решена, а что будет в будущем? В подростковом…думаю не просто так дети убегают в виртуальный мир, не находя себе хорошего в реальном — значит нужно показать, что реальный тоже классный…запреты и прятанья чего-то — не думаю, что это выход) Собственный пример и общение с ребенком — вот это да! И никаких проблем!
Наталка, а я после твоего комментария попыталась вспомнить свои мультики из детства, помню уже из школьного возраста. А про раннее детство вспоминается семейные вечера с диафильмами, когда мы всей семьей устраивались на диване, на стену вешалась белая простыня, выключался свет, папа крутил проектор, а мама читала, и на простыне оживала волшебная история о «Цветике-семицветике». Или как папа читал мне сказки по вечерам. Хотя думаю, мультики тоже были, но запомнились не они, а вот это время, проведенное с родителями.
Ну а просто показать, чем занимаешься в компьютере в определенном возрасте ребенка явно недостаточно, чтобы малыш перестал требовать компьютер, и если бы это было так просто! К тому же малыш с удовольствием поможет маме и почитать и пописать, нажимая на все кнопки подряд. )))) Так что на каком-то этапе придется и прятать, убирать с глаз долой, чтобы не провоцировать. Ну, по крайней мере, мне это кажется лучшим выходом, чем постоянно одергивать ребенка: «не трогай, нельзя».
Здравствуйте, Ирина!
Тема Вашей статьи — о наболевшем, ведь я сама, работая в детском саду, занимаюсь разработкой мобильных развивающих приложений для детей. И конечно весьма положительно отношусь к внедрению новых технологий в детское развитие и обучение. Ведь сегодня от этого никуда не деться — нельзя абсолютно отстранить ребенка от планшета или компьютера. Рано или поздно придет время, когда он до техники «дорвется», и уж тогда постарается компенсировать все то время, в которое мама старалась не допустить контакта. С другой стороны, время, проведенное ребенком за планшетом, нужно ограничивать, как впрочем и его содержание. Сейчас, слава Богу, есть множество специальных детских «приложений-песочниц», которые не пускают ребенка в просторы интернета и не дают ему копаться в ваших личных файлах и документах. эти самые «песочницы» ограничивают заодно и время работы с планшетом (таймер можно установить самостоятельно на столько, на сколько считаете нужным). Ну и конечно нельзя пускать все на самотек. Даже в самые полезные обучалки и развивалки надо играть вместе с малышом, показывать ему свою вовлеченность и заинтересованность.
Здравствуйте, Маруся! Спасибо за Ваш комментарий! Приложения-песочницы — это очень интересно и таймер полезная функция, тогда маме не придется «насильно» прекращать игру, она сама завершится. Да, я вот как раз и стараюсь быть вовлеченной и в тот момент, когда ребенок занят планшетом, обращать внимание дочки на что-то, петь вместе песенки.
В КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ ПОПАДАЮТ В ОСНОВНОМ ДЕТИ,ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ САМИМ СЕБЕ.СОГЛАСНА С ВАМИ ,ЧТО НУЖНО БОЛЬШЕ УДЕЛЯТЬ ВРЕМЕНИ РЕБЕНКУ.
Наталья, спасибо за комментарий. Да, больше времени уделять ребенку и не поддаваться соблазну занять ребенка на время с помощью техники, потому что это может очень быстро выйти из под контроля.
Я тоже стараюсь ограничивать СВОЕ время пребывания за компом, но муж… К сожалению, тут он подает плохой пример детям…
Когда сын просит включить мультики и начинает рассказывать, как там интересно, плавно перевожу его внимание на что-то увлекательное в реальности.
Никогда не понимала, как можно увлекаться компьютерными играми, когда можно, например, просто прыгать с парашютом и испытывать по настоящему все переживания)))) развиваться по-настоящему, чувствовать свою реальную силу и возможности..
Анна, согласна, что наилучший выход — показать ребенку увлекательную альтернативу экранному времяпрепровождению в реальной жизни. Правда, иногда не хватает собственного ресурса, чтобы своевременно найти эту замену. Но, конечно, стоит пытаться и учить ребенка со временем самому находить для себя эти интересные реальные занятия. А прыжки с парашютом — это круто! Но что-то мне кажется, найдется немало мам, которые предпочли бы, чтобы ребенок тихо сидел в комнате с компьютером, а не прыгал с парашютом. )))))
Дети копируют поведение родителей,поэтому когда видят,что папа долго сидят за компьютером и играет в игры,то,у них проявляется большой интерес, они быстро все запоминают .Поэтому их нужно увлечь лучше чтением детских книг или прогулкой всей семьей.
Татьяна, спасибо за Ваш комментарий! Да, дети впитывают и копируют поведение родителей очень быстро! Я тоже за то, чтобы показывать детям интересное и увлекательное за пределами монитора. И чтение хороших книг или семейная прогулка — это отличная альтернатива времени у экрана.