Творческий вторник — нет шаблонам

Здравствуйте, друзья!

В прошлый раз мы говорили о важности в детском рисовании этапа освоения материалов и инструментов, когда ребенок еще не пытается что-то изобразить с помощью красок, а знакомится с их свойствами, текстурой, пробует разные инструменты и поверхности. Это так называемый доизобразительный период развития детского рисунка, который постепенно сменяется изобразительным, когда ребенок начинает находить знакомые образы в нарисованной им картинке, а потом уже и рисует что-то определенное.

о детском рисовании

Здесь Марина и со смешением цветов явно экспериментировала и что-то изобразить уже пыталась. Интересно, что Марина уверенно откладывает лист в сторону , когда по ее мнению произведение закончено.

Я не буду здесь останавливаться на том, как развивается и какие стадии проходит детский рисунок, лучше прочитать об этом в книге Марины Озеровой «О детском рисовании», где об этом написано очень просто и подробно с примерами и иллюстрациями. Скажу лишь, что каждая стадия важна и ребенок должен проходить ее в своем темпе, так же, как в свое время младенец сначала начинает ползать и только потом ходить, когда к этому готов его опорно-двигательный аппарат и психика. Поэтому не стоит приставать к малышу с вопросами о том, что он нарисовал или озвучивать свои догадки и интерпретации. Он, может быть, просто краску по листу размазал и смотрит, как цвета смешались, то есть находится еще на доизобразительной стадии. Или учить двухлетку, рисующего странных головоногов, рисовать нормальных человечков, он обязательно дойдет до этого сам. По мере созревания его психики будет формироваться и его рисунок, развиваться его изобразительные способности и появится желание рассказать о том, что нарисовано.

головоноги в детском рисунке

Первый дочкин головоног — зайчик на лужайке. Зайчик — это красное пятно в левом углу. Марина сама в процессе рассказала, что это зайчик с ушами и он прыгает (поэтому у него так много ног получилось).

Еще один очень важный момент касается того, как дети рисуют и почему не следует ожидать от детского рисунка сходства с реальным предметом. Приведу цитату из книги М. Озеровой «О детском рисовании»:

На создание изображений у детей влияет именно кинестетический (двигательный) канал восприятия. По собственному взрослому опыту мы воображаем, что ребенок рисует так: представляет себе предмет или разглядывает его, а потом более или менее удачно копирует увиденное. Но все устроено по другому. Ребенок пробует различные действия с кисточкой или карандашом и соотносит с ними ощущения от действий с предметами (или же от действий самих предметов и явлений). Рисуя «Лужу», девочка тыкала мокрой кисточкой в бумагу, что напомнило ей плеск воды. Повторяя одно и то же движение, она изобразила лужу. Подчеркнем еще раз: ребенок рисует не предмет или явление, а собственное ощущение от него. Это сложно понять, но очень важно помнить взрослому. Мы постоянно пытаемся оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносим приговор «хорошо» или «плохо» в зависимости от степени сходства. И ошибаемся, потому что для ребенка внешнее соответствие не является главным. Он рисует тактильные или двигательные впечатления, а не зримый образ.

первые детские рисунки

Это уже пример первых осмысленных изображений. Большие круги вдоль границ листа — машины едут (Марина в процессе приговаривает: «движение, движение»), по центру — домики, город, по которому машины едут. Это описание со слов Марины во время рисования, потом она, возможно, и не вспомнит, что нарисовала, или захочет интерпретировать свой рисунок иначе.

Также Марина Озерова пишет о том, что, по-возможности, лучше не показывать ребенку, как рисовать те или иные предметы, чтобы не формировать стойкие стереотипы образов и изобразительные шаблоны (домики, елочки, солнышко), которые детьми усваиваются очень быстро и практически не меняются со временем.

Цитата из книги М. Озеровой «О детском рисовании»:

Чем плохо рисовать узнаваемые картинки? Ребенку будет уже тяжело (а иногда и невозможно) создать неповторимый образ, выработать свой стиль. Также это мешает свободному развитию мышления. Образное мышление ребенка принимает готовые изображения, не пытаясь генерировать свои собственные, и оперирует чужими клише. Именно поэтому лучше не использовать покупные раскраски, поскольку ребенок никак не участвует в процессе создания нарисованных в них картинок.

первые рисунки малыша

Первые образы, создаваемые ребенком могут показаться взрослым неумелыми, но исправлять их на свой вкус не стоит. Ведь способность свободно творить гораздо важнее, чем умение рисовать по образцу.

Лично меня эти доводы заставили серьезно и бережно отнестись к развитию способностей к рисованию у моей дочки, чтобы ненароком из лучших побуждений не помешать этому тонкому процессу. Чем учить ребенка рисовать примитивные картинки, которые нам, взрослым, кажутся по силам малышу, не лучше ли нам самим научиться видеть красоту и глубокий смысл в его каляках-маляках и воспринимать его рисунки с не меньшим уважением, чем полотна знаменитых абстракционистов?

Друзья, приглашаю вас обсудить детское творчество в комментариях, пожалуйста, выскажите свое мнение и поделитесь своим опытом. 

Счастливого вам дня!

Ирина Снаткина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Творческий вторник — нет шаблонам: 6 комментариев

  1. Галина

    Ира, мы тоже очень редко разукрашиваем раскраски покупные. Только если надо чем-то занять малыша непродолжительное время, тогда в ход идут фломастеры и раскраски, или просто чистые листы бумаги. Мультики мы не смотрим с этой целью) А уж если порисовать выделяем время, тоя отхожу в сторонку и наблюдаю. Я тоже согласна, что не надо специально учить рисовать какие-то образы. Надо прочитать книгу, которую ты рекомендуешь)

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Галя, уверена, книга тебе понравится и окажется близка по духу! Я ее еще в первом издании читала, а сейчас вышло второе, дополненное, сама очень хочу его купить!

  2. Мария

    Какие у вас замечательные шедевры, Ира! Очень интересной информацией ты для меня поделилась… Помню, как упорно учила дочу рисовать солнце, но пока она сама до этого не дошла — ничего не получалось… Сейчас я бывает, что-нибудь попрошу ее нарисовать, но это в духе: дождик, травка, снежинки… мне тут даже важно не само изображение, а то, как она для этого подбирает цвет… Не знаю на счет расскрасок — у нас их много… Не думаю, что стоит отрицать их полезность… например, там ребенок учится владеть более точно тем же карандашом или фломастером — например, стараться не выходить за границы предмета и т.д. Думаю, это неплохая тренировка. У нас расскрасок полно и Ева сама выбирает, порисовать ей просто самой или пораскрашивать… не могу тут выделить, что она предпочитает больше…

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Маша, знаешь, буквально вчера читала книгу о системе Монтессори, так вот в ней вообще отрицается польза свободного детского рисования в раннем возрасте, поскольку у ребенка недостаточно чувственного и практического опыта, а также не хватает инструментов и поставленной техники, чтобы создать осмысленный творческий продукт (книжка, правда, начала 20 века). Тут как во всем — информации и мнений по каждому вопросу просто море, и каждая мама для себя решает, что ей ближе и что воплощать в жизнь со своим ребенком. Мне подход М.Озеровой и ее объяснения важности детского рисования показались более близкими мне и обоснованными. И по поводу подбора цвета — часто встречала заявления сторонников свободного детского рисования, что их дети со временем начинают очень точно и тонко подбирать цвета в своих рисунках, благодаря тому, что в свое время им была предоставлена возможность эти цвета вдоволь изучить самостоятельно, смешивая краски и порой превращая всё в серо-коричневое пятно.
      Раскраски я решила Марине пока не предлагать, а умение не выходить за контуры, как мне кажется, будет актуально немного позже.
      Но вот в лепке и аппликации пока тоже мало творчества, поскольку ребенок двухлетний может самостоятельно мало что слепить или вырезать, но этим мы понемногу занимаемся вместе. А с другой стороны, по теории о зоне ближайшего развития ребенка, ребенок будет сам делать то, что сначала делал вместе с мамой. Ну и мелкая моторика, речь хорошо развиваются в процессе совместной лепки или аппликации. В общем, как всегда, всё сложно и многогранно, и приходится искать компромисс и баланс между свободным творчеством ради процесса и занятиями для результата. И, на мой взгляд, первого в раннем возрасте должно быть существенно больше.

  3. Мария

    Ира, спасибо тебе за такое подробное комментирование! Прямо просвещаюсь, когда к тебе захожу! Очень интересно и мне нравится, что ты всегда предлагаешь несколько взглядов на вещи!

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Маша, спасибо! Я всегда тебе рада! Всегда приятно побеседовать с хорошим человеком! )))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *