Теория привязанности Гордона Ньюфелда

Теория привязанности Гордона НьюфелдаЕсли бы меня  спросили, какую книгу, по моему мнению, должен прочитать каждый родитель, я в первую очередь назвала бы книгу Гордона Ньюфелда и Габора Матэ «Не упускайте своих детей». В этой книге доктор Ньюфелд объясняет важность привязанности в детско-родительских отношениях (теория привязанности Гордона Ньюфелда).

Под привязанностью понимается стремление к поддержанию контакта и близости. Привязанность ребенка к взрослому – это готовность зависеть от родителя, обусловленная природой ребенка, который рождается полностью зависимым и нуждается в заботе.

Доктор Гордон Ньюфелд выделяет шесть способов чувствовать привязанность:

1. Ощущения. Младенцу необходим физический контакт с ухаживающим за ним человеком, как правило, это мать. В это время привязанность формируется на основе прикосновений, кормления грудью, ношения на руках (читайте подробнее здесь). Ребенку необходимо чувствовать мамин запах, слышать ее голос, глядеть ей в глаза. Если новорожденный не получает достаточного  контакта, он беспокоится и выражает свою тревогу плачем. Появляясь еще в период новорожденности, стремление к физической близости остается с человеком на всю жизнь.

2. Похожесть. Этот способ привязанности начинает проявляться в ребенке в ходунковом возрасте, когда малыш хочет делать всё, как мама, подражает родителям, жаждет быть похожим на них.

3. Принадлежность и преданность. Ребенок относится к любимым людям как к своей собственности, он предъявляет свои права на них – «моя мамочка», «мой папочка». Преданность подразумевает потребность сохранять верность по отношению к значимым людям, проявлять послушание.

4. Желание значимости. Четвертый вид стремления к привязанности выражается в необходимости ощущать себя нужным родителям. Именно поэтому, дети так чувствительны к нашему недовольству и критике и стараются всеми силами заслужить одобрение родителей.

5. Чувства. Пятый способ связан с чувствами тепла, любви, нежности, то есть с эмоциональной близостью. Ребенок, у которого сильна эмоциональная связь с родителями, легко способен перенести физическое расставание, при этом его привязанность не будет нарушена.

6. Жажда быть познанным. Здесь речь идет о том, чтобы чувствовать близость с тем человекам, который тебя знает, готов тебя выслушать и понять. В стремлении к такой близости ребенок будет доверять взрослому свои секреты, рассказывать о своих трудностях и радостях, иными словами делиться сокровенным. Вместе с этим приходит ощущение того, что тебя любят безусловно и принимают таким, каков ты есть.

Все эти способы чувствовать привязанность при нормальном развитии отношений формируют надежную психологическую связь между ребенком и родителем.

Следует понимать, что привязанность – это базовая потребность ребенка, дающая ему эмоциональную безопасность, если она не удовлетворена, его гармоничное развитие невозможно. Надежная привязанность является необходимым условием постепенной трансформации человека из полностью зависимого существа в зрелую самостоятельную личность.

А что же дает привязанность родителям? Благодаря привязанности воспитание ребенка становится легким и естественным, не требующим дополнительного напряжения и чрезмерных усилий со стороны родителей. Если ребенок привязан к родителю, то он с готовностью слушается его, перенимает его ценности и образ жизни. Когда родители являются главными фигурами в жизни ребенка, когда ребенок доверяет им и хочет с ними общаться, только тогда воспитание становится эффективным. Как говорится в книге: «Секрет родительского воспитания — не в том, что делает родитель, а в том, кем он является для ребенка». Необходимо осознать, что воспитание – это не какая-то совокупность приемов и методик, это, прежде всего, отношения. Именно этим теория привязанности объясняет бесполезность попыток влиять на поведение с помощью наказаний или  поощрений.

Если родители оказываются неспособны удовлетворить природную потребность ребенка в привязанности, то ребенок переносит стремление к близости на других людей, чаще всего, своих ровесников, которые сами являются незрелыми личностями и которые неспособны дать другому безусловную любовь и принятие, что делает ребенка крайне уязвимым. Возникает конкурирующая привязанность, которую доктор Ньюфелд называет «ориентацией на ровесников», и видит в ней причины таких проблем, как незрелость личности, снижение обучаемости подростков, ранняя сексуальность, наркотическая зависимость, рост агрессии, преступности и насилия среди детей. Для ребенка ориентированного на ровесников взрослые перестают быть авторитетами, к которым стоит прислушиваться.

Гордон Ньюфелд призывает родителей приложить все усилия, чтобы вновь завладеть сердцами и умами своих детей, установить с ними прочную связь и предлагает для этого следующее:

1. Начинайте общение благожелательно.

Старайтесь, общаться с ребенком не только тогда, когда ребенок сделал что-то не так, запрещая, критикуя и одергивая его. Помните, что главное – это не управление его поведением, а создание и поддержание воспитывающих отношений. Общение с ребенком должно оставаться теплым и располагающим. Особое внимание следует обратить на то, чтобы привлечь к себе внимание ребенка, восстановить с ним контакт после разлуки, будь то после его школьных или домашних занятий, вашей работы, сна или даже просмотра телевизора. Важную роль в этом играют правильные приветствия, которые включают в себя взгляд, улыбку и кивок головой. Имейте ввиду, что контакт может быть нарушен не только вследствие физической разлуки, но и после эмоционального разлучения, например, после ссоры.

2. Давайте ребенку то, за что он сможет ухватиться в психологическом плане.

Что это может быть? Внимание и искренний интерес к ребенку, огонек в ваших глазах и теплота в голосе, покажите ребенку, что вы рады ему, что он важен для вас, что вы принимаете его таким, каков он есть. Вовлекайте ребенка в совместные занятия, приглашайте его к общению, давайте больше, чем ребенок от вас ожидает.  Чрезвычайное значение для детей имеет физический компонент взаимодействия, дарите своему ребенку объятия.

3. Поощряйте зависимость.

Не стремитесь преждевременно сделать своего ребенка самостоятельным, предлагайте свою помощь, делайте с ним вместе даже то, что он уже умеет, если ребенок просит об этом.

4. Будьте для ребенка ориентиром.

Объясняйте ребенку те или иные явления, знакомьте его с миром, информируйте о том, что собираетесь делать, представляйте другим людям, иными словами будьте наставником своему ребенку.

Даже тогда, когда привязанность ребенка к вам слаба, и он уже ориентирован на ровесников, у родителей есть все шансы изменить эту ситуацию. Вот, что предлагает доктор Гордон Ньюфелд в этом случае:

Ограничьте взаимодействие с ровесниками, например, устраивайте семейные выходные, уезжайте в короткие или длительные путешествия, иногда целесообразен даже переезд. Тем самым создается пробел в привязанности ребенка к ровесникам, и эту пустоту можете заполнить вы. Занимайте время вашего ребенка совместными занятиями. Только не демонстрируйте ребенку, что эти ваши действия направлены на ограничение контактов с его друзьями, иначе это вызовет протест. Общайтесь с ребенком с глазу на глаз, именно такой формат общения помогает ребенку раскрыться вам, способствует формированию доверительных отношений.

Также в книге подробно разъяснено, чем опасна разделяющая дисциплина, под которой подразумеваются, например такие способы воздействия на поведение ребенка, как метод тайм-аута, оставление ребенка в углу, отсылание его в свою комнату в качестве наказания. Вместо традиционных дисциплинарных мер, в основе которых лежит отчуждение и разделение детей и  родителей, теория привязанности предлагает принципы естественной дисциплины, направленные на укрепление связи между ними. Рассмотрение принципов естественной дисциплины и примеров их применения заслуживают отдельного поста, поэтому мы еще обязательно вернемся к их обсуждению на страницах этого блога. Сейчас же мне хотелось донести до вас, уважаемые читатели, основную идею книги «Не упускайте своих детей», что основным приоритетом для родителей должно стать создание отношений привязанности.

Рекомендую также почитать на эту тему брошюру Ольги Писарик, теория привязанности Гордона Ньюфелда также является одной из основных тем ее блога в ЖЖ. Также в ЖЖ создано сообщество, в котором родители, разделяющие идеи теории привязанности, обмениваются своим опытом.

OZON.ru — Книги | Не упускайте своих детей | Гордон Ньюфелд, Габор Матэ

Друзья, напишите, пожалуйста, в комментариях, знакомы ли Вы с теорией привязанности и близки ли Вам ее идеи. Обязательно поделитесь своим мнением по этому поводу!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *