Провокация в духе Рэджо-Эмилия

Здравствуйте, друзья и читатели! Недавно на просторах англоязычного интернета я познакомилась с интересным подходом к развитию и образованию детей, который зародился в послевоенной Европе, в регионе Эмилия, в Италии, и приобрел последователей по всему миру (Reggio Emilia approach, в русском переводе мне встретился вариант — Реджо-Эмилия, его я и буду использовать). Этот подход даже нельзя назвать методикой, поскольку он не предписывает какие-то определенные занятия с ребенком. Это скорее философия, которая говорит о том, что в благоприятной среде ребенок сам придумает себе самое что ни на есть наилучшее развивающее занятие, которое подходит и интересно именно ему. А задача родителей — создать среду, следить за интересами ребенка и поддерживать их, позволить свободное творчество.

Принципы Реджо-Эмилия (о которых я еще обязательно расскажу подробнее в ближайших статьях) мне очень близки, и здорово, что не нужно годами изучать педагогику, покупать дорогостоящие материалы, заниматься в специальном клубе или посещать какие-то курсы, чтобы начать воплощать их дома. Можно начать с самого простого!

Есть в Реджо-Эмилия такой прием, который я назову приглашение в игру или провокация. Заключается он в том, чтобы какие-то подготовленные или подобранные вами материалы как бы сами приглашали ребенка к взаимодействию с ними, а дальше ребенка ведет его фантазия. Но чем долго объяснять, лучше я покажу.

Пока Марина спала свой дневной сон, я подготовила для нее кое-что интересное. Прямо на полу расстелила одеяло, чтобы было удобнее и теплее сидеть, на мат для лепки положила комок соленого теста и поставила рядом коробочку с природными материалами: ракушками, камнями, шишками и тому подобными сокровищами, собранными на прогулке.

IMG_5471 IMG_5474

Марина с готовностью откликнулась на «приглашение» и тут же нашла применение этим материалам. Тем они и прекрасны, что им можно найти массу вариантов применения и использования в игре, они могут превратиться во что угодно, подчиняясь фантазии ребенка. Это так называемый неоформленный игровой материал.

IMG_5483

Скоро в ход пошли и элементы деревянного конструктора (который был в черной коробке рядом с Мариной). Ими так интересно оставлять отпечатки и рассматривать получившиеся геометрические фигуры.

IMG_5492

А потом и деревянные персонажи пошли топтать тесто.

IMG_5495

Ну и сама Марина не удержалась…

IMG_5496

Вот такое занятие, подготовка которого у меня заняла примерно пять минут, вместе с приготовлением соленого теста для лепки, а ребенок был увлечен целый час!

Друзья, а вы знаете что-нибудь о философии Реджо-Эмилия (Reggio Emilia), хотели бы узнать больше и посмотреть как этот подход можно применить в домашних условиях? Приглашаю в комментарии для обсуждения.

Счастливого вам дня!

Ирина Снаткина

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Провокация в духе Рэджо-Эмилия: 2 комментария

  1. Мария

    Ира, я о такой методике ничего не слышала, но сдается мне, что у нас весь процесс обучения с дочей так и проходит… )))) Мне очень понравилось творчество Маришки, особенно идея с лапками (ножками в смысле) понравилась! И материал замечательный!

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Маша, а меня, наверное, этот подход и заинтересовал тем, что здесь ребенку ничего не навязывается, он ведущий в процессе обучения, ему предоставляются интересные открытые материалы, а он уже сам решает, как ими распорядится и что с ними можно сделать. Да, ножкам тоже нужны сенсорные ощущения! )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *