Монтессори каждый день

Методика Марии Монтессори многим кажется сложной, дорогой и мало применимой в домашних условиях. Развеять этот миф поможет проект «Монтессори каждый день», который проводит Алина в своем блоге с замечательным названием «Наши не серые будни!». Алина составила для своего сына Сережи план занятий в духе Монтессори-метода и приглашает присоединиться всех желающих.

Почему мы участвуем в проекте «Монтессори каждый день»

Мне близка философия Монтессори метода, мне нравится идея, что ребенка не нужно прямолинейно обучать, а нужно лишь создать ему условия для самообучения, не нужно заставлять его что-то делать или делать вместо него, а нужно помочь ему сделать самому новое для него дело. Большое внимание в методике Монтессори уделяется развитию органов чувств ребенка и моторики, как основам его умственного развития.

Я стараюсь избегать излишних запретов в жизни дочки, не ограничивать ее энергию познания окружающего мира, создать благоприятную для нее среду, в которой она бы чувствовала себя свободно. К тому же я обнаружила, что многие занятия из списка Алины мы с дочкой делаем регулярно, а остальные было бы интересно попробовать, поэтому я с радостью присоединяюсь к проекту. 

Монтессори каждый день — план на июнь

Итак, вот список июньских занятий в духе Монтессори с сайта Алины:

монтессори каждый день

И вот, что у нас из этого получилось. Признаюсь, мы не следовали строго календарю, делали в произвольном порядке, но могу с уверенностью сказать, что в каждом нашем июньском дне находилось дело в духе Монтессори.

Монтессори каждый день июнь для Марины

1. Полить цветы.

Цветы и прочие растения в нашем огороде мы поливаем регулярно. У Мариши есть своя лейка, и ей очень нравится это занятие, она льет воду в лунку и приговаривает: «Пей, пей».

Монтессори дома

2. Протереть стол.

В системе Монтессори большое внимание уделяется навыкам практической жизни и самообслуживания. Многие пункты июньского плана как раз и относятся к тренировке этих полезных для становления самостоятельной личности навыков.

Начисто протереть стол после обеда у Марины пока вряд ли получится, но потренировать этот навык можно и с относительно чистым столом, убрать капли от компота ей вполне по силам.

2 протереть стол

3. Налить себе попить.

Переливать жидкости из одной емкости в другую — одно из любимейших занятий дочки. Она может и йогурт себе налить, и воду в стакан. Видимо, скоро придет время для того, чтобы поставить в доступное и удобное для Марины место стакан, салфетку и небольшой кувшин с водой, чтобы она могла без моей помощи налить себе попить, как только захочет.

3 налить себе попить

4. Прибраться за собой.

Как выяснила Мария Монтессори, у деток с рождения и примерно до 4 лет наблюдается сенситивная фаза порядка, которая наиболее ярко проявляется в 2-2,5 года, когда дети особенно восприимчивы к порядку (и соответственно беспорядку) в окружающей их обстановке и им легче всего научиться убирать за собой и класть вещи на свои места.

Даже двухлетним малышам несложно убрать за собой тарелку со стола и принести ее к раковине.

практическая жизнь Монтессори

5. Понюхать цветы.

 

Как приятно рассмотреть красивый бутон и ощутить аромат  цветка. Ах! Но Марине нравится нюхать не только цветы, но и травы, и даже овощи, наш огород предоставляет массу разнообразных «пособий» для развития обоняния.

сенсорное развитие Монтессори

6. Покормить животное.

Пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний июня связано с тем, как мы ходили в гости к родственникам, которые выращивают пару телят. Так интересно было наблюдать, как они с аппетитом жуют сено. Жаль только, что фотографий тем вечером мы не сделали. Зато у нас есть фотография про то, как мы ходили к озеру кормить рыбок хлебными крошками и наблюдали потом за ними.

занятия Монтессори

7. Рассмотреть карту мира или глобус.

Ни картой мира, ни глобусом мы пока не обзавелись, поэтому пока только мама рассматривала подходящие карты мира для детей в интеренет-магазинах. А вместе с Мариной мы вспоминали нашу зимовку в Таиланде, как мы летали на самолете, купались в море и бегали по песочку. А еще как однажды вечером видели рыбака, который вытащил из моря сети, а там среди прочей рыбы оказалась удивительная рыба-еж, похожая на надутый колючий шар.

Монтессори домашние занятия

 

8. Ходить по линиям.

Эта забава Марине очень понравилась, правда, идти ровно, как на фотографии, у нее пока не очень получается. Но она старательно пыталась держать равновесие и забиралась на узкую доску снова и снова.

Монтессори ходьба по линиям

9. Намазать масло на хлеб.

Эта задача оказалась очень сложной для Марины. И вовсе не потому, что в руках у нее был настоящий острый нож. Просто она очень любит сливочное масло, и ей было трудно сдержаться и не съесть его сразу же, аж слюнки потекли. Но она справилась!

Монтессори практическая жизнь

10. Пить из стакана.

Этот навык освоен уверенно. Марина умеет пить из стакана сама без моей поддержки.

Монтессори бытовые навыки

11. Обуться.

Совсем недавно мы с удивлением обнаружили, что Марина может надеть свои ботиночки самостоятельно. Снимать их она тоже умеет, и иногда очень сложно уговорить ее надеть их снова. 🙂

Монтессори самостоятельно обуваться

12. Собрать коллекцию листьев.

Этот пункт не вызвал у нас затруднения, ведь нам достаточно переступить порог дома, и многообразие садовых и огородных растений в нашем распоряжении. Начали мы наш гербарий с ягодных деревьев и кустарников. В руках у Мариши листья малины, вишни, клубники, крыжовника, облепихи, красной и черной смородины. Это так интересно, разглядывать зеленые листочки, оказывается, они такие разные и на ощупь, и по оттенкам цвета, и по форме. Также и ягоды этих растений сильно отличаются по вкусу, форме, размеру, цвету.

Монтессори знакомство с окружающим миром

13. Нарисовать картину.

Марина попробовала рисовать с помощью кусочков губки. И размазывала краску по листу, и отпечатки ставила. Ну и пальчики, конечно, тоже покрасились. Вот какая картина получилась. И занятие три в одном: тренировка мелкой моторики, тактильные ощущения и восприятие цвета.

Монтессори рисование

14. Поговорить о геометрических фигурах.

Пока Марина играла со своей новой игрушкой, я ненавязчиво проговаривала названия геометрических фигур.  Марина точно усвоила, что такое шар, уже использовала правильно это слово по отношению к другим объектам.

Монтессори в домашних условиях

15. Помыть стол.

Впервые Марине доверили это ответственное задание. Ей очень понравилось отмывать свой столик после рисования и особенно наблюдать, как пена течет из губки, если ее сжать посильнее. Конечно, после этого опыта, мне пришлось помыть еще и пол заодно, но оно того, несомненно, стоило.

Монтессори навыки практической жизни

16. Попробовать новую еду.

Я очень рада, что Марина почти всегда с готовностью пробует новую еду. На этот раз ее ждало приятное знакомство со спелыми абрикосами.

Монтессори воспитание чувств вкус

17. Подмести пол.

Маришка — моя маленькая помощница, как только она видит, что я берусь за швабру, она тут же бежит за совком. И сама подметает пол с большим воодушевлением, пока совсем неумело, но я ценю ее попытки и не забираю швабру. Ведь чистый пол — совсем не главное.

Монтессори домашние дела

18. Одеться самостоятельно.

Одеваться совершенно самостоятельно у Марины получается пока не слишком часто, но она постепенно учится. Может иногда сама надеть штаны, шапку, носки и с небольшой помощью свободную кофточку или майку. А эту папину футболку нашла и надела сама, и полдня в ней проходила, никак не хотела снимать.

Монтессори одеваться самостоятельно

19. Почувствовать разные текстуры.

Марине повезло, что папа не успел выкинуть строительный мусор, и ей удалось потрогать сосновые стружки и опилки (сухие, сыпучие и легкие), а также обломки кирпичей (тяжелые и грубые). А потом мы вышли на улицу и пощупали травку у крыльца (мягкую и немного влажную после недавнего дождя).

Монтессори сенсорные ощущения

20. Танцевать под музыку.

Послушать музыку и потанцевать Марина очень любит. Больше года назад, когда наша малышка только начинала ползать, она, услышав одну мелодию, впервые уползла от нас из кухни в комнату, села около стола, на котором стоял компьютер, игравший музыку, и стала раскачиваться, шевелить ручками в такт и подпевать.

Монтессори музыка и движение

21. Нарезать банан.

Это супер увлекательное занятие для Марины. Но когда Марина впервые резала банан, я допустила ошибку, неправильно провела презентацию работы с ножом — на тарелке резать, конечно, не следует. А во второй раз мы, как положено, взяли доску, но Марине так хотелось попробовать банан, что она делала два дела одновременно: и резала, и ела. А когда в руках острый нож, то лучше ни на что другое не отвлекаться, поэтому несмотря на возражения дочки, нож мне пришлось забрать.

Монтессори навыки самообслуживания

22. Смешивать цвета.

Мы капнули на лист синей и желтой гуаши, а потом Марина с помощью кисточки смешала краски, и получился зеленый.  Я постаралась обратить внимание дочки на это, но не уверена, что она восприняла мои слова, так она была увлечена размазыванием красок по листу. А потом у нас нарисовалось большое зеленое пятно, а папа сказал, что похоже на лягушку, и Марина с ним согласилась. И вспомнила, как мы видели на нашей мостушке на озере лягушку, которая почему-то не хотела прыгать в воду, как остальные. И стала говорить рисованной лягушке: «Пиг, пиг!» (что в переводе с детского на русский означает: «Прыг, прыг»).

Монтессори сенсорное развитие восприятие цвета

23. Переносить посуду на подносе.

Это мы тоже попробовали впервые. Я попросила Маришу помочь мне накрыть на стол к чаю и отнести наши чашки на подносе к столу. Она была очень довольна тем, что справилась.

Монтессори навыки самообслуживания

24. Испачкаться.

Испачкаться Марина готова всегда! Особенно хорошо это у нее получается, когда мы поливаем огород, жаль, что в это время руки мои заняты шлангом и я не могу ее сфотографировать во всей красе. Поэтому на фото Марина всего лишь испачкана соком ягод, которые она сама собрала, помыла вместе со мной и съела. Надо сказать, что кушает Марина довольно аккуратно, а если ляпнет на стол или на одежду, сразу требует салфетку, чтобы убрать пятно.

Монтессори сенсорное развитие

25. Складывать кухонные полотенца.

Складывали мы самые обычные кухонные полотенца, я просто показывала Марине, как это следует делать. Можно сказать, у нас получилось предварительное занятие к настоящему занятию по методике Монтессори со специально подготовленными полотенцами.

Монтессори развитие моторики

26. Помыть посуду.

Марина активно помогает мне мыть посуду каждый день. Как только я начинаю уборку на кухне, Марина тоже ставит свой стульчик поближе, чтобы доставать до раковины и крана. Она по моей просьбе приносит мне грязные чашки со стола и ставит в шкаф чистые кастрюли.

Монтессори игры с водой

27. Поговорить о большом и маленьком.

Вокруг столько поводов поговорить о большом и маленьком. Вот на нашей яблоне пока маленькие яблоки, незрелые, а это из магазина большое, спелое. Вот маленький огурчик, а этот уже большой, его можно сорвать.

А какая замечательная игрушка наша традиционная русская матрешка! Во время игры ребенок естественным образом усваивает понятия «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый маленький».  Матрешка не входит в число классических Монтессори-материалов, но, по-моему, более чем достойна находится в их ряду.

Монтессори игры с матрешками

28. Испечь что-нибудь вкусненькое.

Лепить с малышом можно не только из соленого теста, но и из самого обычного, например, сделать вместе печенье из песочного теста. И пусть это займет вдвое больше времени, не все печенья получатся идеальными по форме, и потом придется убирать всю кухню. Зато с каким удовольствием ребенок будет добавлять нужные ингредиенты, месить тесто, наблюдать за превращениями печенья в духовке, а потом кушать готовое лакомство. И такое совместное приготовление чего-нибудь вкусного не только развивает мелкую моторику и стимулирует органы чувств малыша (в духе Монтессори-метода), но и способствует укреплению привязанности между родителем и ребенком.

Монтессори ребенок на кухне

29. Развесить постиранное белье.

Развешивать белье мне Марина помогает с тех пор, как только научилась ползать, уже тогда она подавала мне вещи. А сейчас она уже может развешивать чистое почти самостоятельно, даже прищепками пользоваться научилась. Прекрасная тренировка не только навыков практической жизни, но и мелкой моторики.

Монтессори зона практической жизни

30. Надеть носки.

Носить носки Марина не любит, зато любит надевать и снимать, и очень ловко делает это самостоятельно. Особенно легко надевать вот такие мягкие и эластичные носочки.

Монтессори навык самостоятельного одевания

Вот такие повседневные мелочи и приятные дела наполняли наш июнь. А участие в проекте Алины «Монтессори каждый день«, помогало обращать на них особое внимание и фиксировать на камеру, а также попробовать сделать кое-что новое. Я в очередной раз убедилась в том, что уже давно знала, самые простые бытовые дела, если позволить ребенку ими заниматься, являются прекрасными развивающими занятиями. Такая практическая деятельность и активное взаимодействие с окружающим миром дают основу для сенсорного развития ребенка и становления гармоничной личности.

Друзья, а что Вы думаете о методике Монтессори? Используете ли Вы ее идеи или элементы в повседневной жизни с детьми? Пожалуйста, делитесь своим мнением в комментариях! 

Счастливого Вам дня!

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Монтессори каждый день: 9 комментариев

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Алина, спасибо! И я очень рада знакомству с Вами и с Сережей! Еще раз спасибо за проект, по-моему, это замечательная идея! 🙂

  1. Галина

    Ирина, благодаря этой статье я поняла, что мы С Севой тоже живем по принципу Монтессори) Особенно здесь, на даче. И трогаем разные фактуры, и нюхаем кучу цветов (также как и Марина)). Особенно нравится зарываться ногами в мокрый песочек в прибрежной полосе реки) И играть в сделанной папой песочнице. Мыть посуду, развешивать белье, помогать мне убираться — все это присутствует) Самому одеваться пока тяжело, иногда получается трусики натянуть)
    Спасибо за такой интересный отчет о вашей жизни. Дочка — чудесная! все время любуюсь)

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Галина, спасибо! Деткам на природе такое раздолье и столько возможностей для развития органов чувств и моторики! Я когда писала статью, поймала себя на мысли, что мне практически по каждому пункту хочется написать, что это занятие Марине очень нравится. Наверное в системе Монтессори и правда есть что-то мудрое и настоящее, ведь она создавала ее, наблюдая за детьми.
      Я и сама дочкой постоянно любуюсь, наверное, как и ты своим сыночком, как и каждая мама. )))
      Было бы здорово прочитать твой фото-пост о том, как Сева помогает тебе готовить твои чудесные блюда!
      Кстати, присоединяйся к проекту «Монтессори каждый день», Алина на своем сайте выложила список для июля, там тоже масса интересного. Мне еще нравится, что остается так много памятных фотографий для семейного альбома. 🙂

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Вика, спасибо! Нам тоже понравилось все это проделывать! )))))

  2. Анна

    Мне интересны элементы методики Монтессори, в том смысле, что дети всегда посильно участвуют в моих повседневных и те только делах (когда веду занятия йогой для беременных или встречи по грудному вскармливанию и слингам, беру детей с собой. На йогу иногда, на встречи — всегда).
    Сегодня 2х летняя дочка помогала мне лепить пирожки. Правда у нее пышка получилась, но мы ее пожарили и с аппетитом съели 🙂

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Анна, и мне всегда казалось, что участие в делах мамы — это наилучшие развивающие занятия для малышей! ))) А с пышкой-пирожком вы поступили вполне в духе Монтессори: не выкинули, не исправили, а показали дочке, что оценили ее старания и рады ее помощи. 🙂

  3. marinavarvashenia

    Ирина, спасибо большое, что открыли для меня этот проект — Монтессори каждый день
    Попробуем с Маруськой с чего-то начинать)) Многое нам еще не под силу, но попробуем)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *