Как вырастить ребенка счастливым

Как вырастить ребенка счастливым

как вырастить ребенка счастливымКак вырастить ребенка счастливым и гармоничным, что мы, родители, можем сделать для этого.  Именно эти вопросы мы сознательно или неосознанно держим в голове, когда читаем многочисленные книги, журналы и сайты для родителей. На страницах своего сайта я тоже собираю материалы, которые могут помочь вдумчивым родителям лучше понять, как вырастить ребенка счастливым.

И сегодня я представляю Вашему вниманию один из таких материалов. В одном из номеров журнала Psychologies мне попалось на глаза интервью с Дмитрием Леонтьевым, профессором МГУ, доктором психологических наук, занимающимся проблемами мотивации, смысла, ценностей.

Один из вопросов, заданных Дмитрию Алексеевичу, вызвал у меня наибольший интерес, поскольку непосредственно связан с основной темой моего сайта — как вырастить ребенка счастливым. Этот вопрос о том, что могут сделать родители, чтобы ребенок стал личностью, обладающей достоинством. Мне хотелось бы поделиться с Вами своими мыслями, возникшими при прочтении ответа уважаемого профессора Леонтьева на этот вопрос.

Как вырастить ребенка счастливым: основы формирования личности, обладающей достоинством.

Профессор назвал три условия формирования автономной, обладающей достоинством личности.

1. Любовь к ребенку.

«Любить ребенка – значит быть включенным, вовлеченным в его жизнь. Быть вместе с ребенком, уделять ему время и внимание, откликаться, быть рядом, участвуя в его интересах и постепенно, с возрастом, привлекая его к участию в своих.»

О том, что умение создавать моменты вовлеченности и полного внимания к ребенку  — это основной секрет счастливых родителей, мы уже говорили. Но это действительно настолько важно, что нелишним будет сказать еще раз — нужно учиться находить время и внутренние ресурсы, чтобы быть здесь и сейчас вместе с ребенком, отдавая ему свое внимание безраздельно. Именно это дает ребенку почувствовать, что он интересен и значим, а главное — любим.

Понятно, что мы не можем постоянно заниматься только ребенком, ведь у нас есть и свои интересы и дела, которые также требуют нашего времени. Кстати, я на собственном опыте убедилась, что если напитать ребенка своим вниманием, то есть дать ему не только тот минимум, который он требует, но и предвосхитить и превзойти ожидания ребенка, проявив инициативу в общении, то можно обеспечить себе возможность спокойно позаниматься своими взрослыми делами, не отвлекаясь каждые пять минут на ноющего ребенка.

Ну а привлекать малыша к участию в своих делах можно и не дожидаясь, пока он подрастет, ведь есть, например, масса бытовых дел, которые можно делать вместе с совсем маленьким ребенком. Мы вместе с дочкой и посуду моем, и кушать готовим, и полы пылесосим, а уж вещи в шкафах разобрать или вынуть покупки из авоськи — вообще любимое занятие. Единственное дело, которое проблематично выполнять с маленьким ребенком — это сидеть за компьютером и писать статьи для сайта, ведь малышке тоже очень хочется понажимать на кнопочки… на все подряд.

2. Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка.

«Чем больше ребенок экспериментирует с этим миром, чем больше задает вопросов, тем лучше – если нет принципиальных ограничений, связанных, понятно, с его безопасностью. И на его вопросы нужно стараться отвечать. Или признаваться: «Я не знаю, давай вместе подумаем, как и где найти ответ». Этот честный ответ поддержит его, в отличие от равнодушного «не задавай глупых вопросов» или «вырастешь – узнаешь».»

С самого раннего возраста малыша начинают окружать запреты и многочисленные нельзя. Зачастую мы прибегаем к запретам не только тогда, когда это угрожает безопасности или здоровью ребенка, но и тогда, когда нам просто это удобно. Нам лень что-то поменять в окружающей малыша обстановке или мы слишком заняты своими делами, чтобы временно подстраховать его в потенциально опасной ситуации, нам проще сказать » нельзя». Но ведь так мы ограничиваем познавательную активность ребенка, его стремление пробовать и исследовать новое, ставим рамки там, где их быть не должно.

Прекрасный образец родительской мудрости, когда ребенку дают простор для его активности и создают благоприятные условия для его развития, не мешая ему лишними ограничениями, я нашла в ЖЖ, в журнале Марины, которая по тегу «Варе можно» приводит примеры того, что разрешается делать ее дочке. Я заглядываю в ее журнал, чтобы вдохновиться и лишний раз задуматься, не слишком ли много запретов окружает моего ребенка.

До вопросов моя дочка еще не доросла, но судя по ее бурному интересу ко всему новому, тому, что она еще не успела исследовать, когда время вопросов придет, мне предстоит вместе с ней узнать много нового.

3. Объективно оценивать действия ребенка.

» Когда он поступает неправильно, говорить ему прямо: «Мне не нравится то, что ты делаешь, я считаю, что это нехорошо». Такое участие помогает ребенку отличать добро от зла и учит ориентироваться в мире.»

Действительно именно родители — значимые для ребенка взрослые, с которыми его связывает надежная привязанность, должны выступать ориентиром для ребенка. Родители передают свою систему ценностей формирующейся личности, создавая основу для дальнейшего развития собственных представлений  ребенка о мире и о его месте в нем.

И тут, на мой взгляд, нам следует быть аккуратными в своих оценках, ведь оценивать действительно  объективно, а не под влиянием чувств и эмоций у нас не всегда получается. Мне кажется, выход в том, чтобы не говорить ребенку императивно о том, что правильно, а что нет, как надо и как не надо вести себя в той или иной ситуации, а, прежде всего, честно выражать свои чувства и отношение к этой ситуации. Не навешивать на ребенка ярлыков и оценок, чтобы внешняя мотивация не стала преобладающей. Ведь привыкнув ориентироваться на внешние оценки его действий, ребенок и в дальнейшем будет постоянно оглядываться на чужое мнение (уже не только родителей), а не основываться на собственных ценностях и чувствах, внутренних мотивах.

Итак, любовь к ребенку, вовлеченность в его жизнь, создание условий для свободного проявления его инициативы, служение ориентиром ребенку – вот основа того, как вырастить ребенка счастливым.

Пожалуйста, оставьте свой комментарий по поводу статьи, Ваше мнение важно для меня!

Счастливого Вам дня!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Как вырастить ребенка счастливым: 6 комментариев

  1. Галина

    Я первая? на такую интересную и важную статью?.. Очень правильные тезисы, с которыми я согласна. Самое сложное для меня — эта система запретов, которых должно быть минимум. Иногда удивляешься, сколько всего нельзя бедным детям на детской площадке. И думаешь, что твой ребенок не будет так ограничен. Я сама стараюсь не говорить слово «Нельзя» по каждому удобному поводу, и мужа приучаю. Нельзя лезьть в розетки и в унитаз.. и то, я каждый раз объясняю, почему, что это опасно. Вроде все, остальное можно под нашим наблюдением)

    1. Ирина Снаткина

      Галина, спасибо за отзыв. Да, иногда непросто удержаться от автоматического «нельзя», но я тоже стараюсь так организовать среду обитания ребенка, чтобы запретов было поменьше, и тоже стараюсь всегда проговаривать, если что-то не разрешаю. И пусть окружающим иногда кажется, что ребенок слишком мал и ничего не понимает, я знаю, что это не так, дочка не раз демонстрировала, что все прекрасно понимает. А кстати, избежать нежелательного поведения можно и не употребляя слово нельзя (его оставить для особых случаев — нельзя выбегать на дорогу, например). Заменить, например, такими фразами как «горячо», «опасно», «мы так не делаем», а сейчас дочка очень четко реагирует просто на строгое «нет», даже головой качает в ответ.

  2. Ольга Медведева

    Да, да точно! Мой Максим с таким удовольствием помогает разбирать сумки с продуктами 🙂 А если он планирует что-то сделать, чего не делал раньше, то он так осторожничает и смотрит на мою реакцию — разрешу я или нет 🙂

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Да, дочка тоже меня как бы спрашивает «можно?», особенно если собирается что-то непонятное в рот положить, позовет меня голосом и мееедленно так ко рту тянет, если я говорю «нет» или забираю, отдает и головой качать начинает «нет-нет-нет».)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *