Как любовь формирует мозг ребенка

Книга для родителей: Как любовь формирует мозг ребенка? Сью Герхардт

как любовь формирует мозг ребенкаКак любовь формирует мозг ребенка? О том, как младенческий опыт влияет на всю последующую жизнь человека, пишет Сью Герхардт в книге «Как любовь формирует мозг ребенка?».

Английский психотерапевт и психоаналитик, Сью Герхардт, на основе собственных многолетних наблюдений и практики, а также исследований других ученых, написала книгу, в которой объяснила, как самый ранний опыт человека влияет на развитие его мозга. Она показывает, как отношения ребенка с родителями воздействуют  на формирование его способности справляться со стрессом, на его эмоциональное благополучие и взаимоотношения с другими людьми. Приводит доказательства того, что неблагополучные отношения в детстве могут привести к возникновению таких состояний, как анорексия, зависимости разного рода и психические расстройства, антисоциальное поведение.

Признаюсь, книга не из тех, что читаются быстро и легко, напротив, она требует вдумчивого прочтения, и возможно, не один раз. В ней много данных, основанных на исследованиях в области неврологии, физиологии, биохимии. В этой статье я предлагаю Вам вместе заглянуть в эту книгу и обсудить некоторые ее идеи и выводы, не углубляясь в объяснение и доказательство этих тезисов, для этого нужно читать саму книгу.

Как любовь формирует мозг ребенка?

Сью Герхардт пишет о том, что основы эмоциональной жизни человека начинают закладываться еще во время беременности и в течение первых двух лет жизни ребенка. Именно в период младенчества наиболее интенсивно происходит процесс развития физиологических и духовных систем человека, когда мы впервые испытывает чувства и учимся тому, что с ними делать, вырабатываем механизмы реагирования на стресс и способы взаимоотношений с людьми. Ключевым моментом является то, что младенец развивается во взаимодействии с другими людьми, как правило, родителями или другими постоянно ухаживающими за ним взрослыми.

Говорит Сью Герхардт и о важности надежной привязанности для благополучного развития ребенка, о том, что, прежде чем почувствовать себя самостоятельным и способным к саморегуляции, человеку необходимо получить достаточным опыт зависимости. У ребенка, чьи потребности своевременно не удовлетворяются заботливым родителем, формируется ненадежная привязанность, не позволяющая ему гармонично развиваться.

Родитель – регулятор для незрелой психики малыша.

Младенец нуждается во внимании взрослого, который адекватно отвечает на чувства малыша и помогает ему вернуться в комфортное состояние. Маленьким детям жизненно необходимо, чтобы рядом постоянно был эмоционально-доступный взрослый, замечающий чувства ребенка и готовый помочь регулировать их. Получая такую помощь на раннем этапе, со временем ребенок научится успешно справляться со своими чувствами самостоятельно. Если же младенец не получал достаточной помощи в регуляции, он становится человеком, которому сложно справиться со своими состояниями.

Нельзя оставлять младенца плакать и справляться со своим состоянием в одиночестве, это оказывает губительное воздействие на его развивающийся мозг (подробнее о том, как вести себя родителям, если младенец плачет, читайте здесь).

Очень важна способность родителей правильно распознать эмоциональное состояние ребенка и назвать его. Это поможет ребенку научиться понимать свои чувства и выражать их с помощью слов, снимая эмоциональное напряжение.

Если родители не принимали «негативные» чувства ребенка, такие как гнев, злость, печаль, то человек будет подавлять эти чувства, ему не будет хватать навыков управления подобными эмоциями, он может стремиться всегда выглядеть «приятным», а также будет игнорировать чувства других также, как игнорировали его чувства в раннем детстве.

Отношения с родителями влияют на умственные способности!

Младенческий опыт играет решающую роль для развития изначально незрелых физиологических систем. В случае проблемного раннего опыта могут быть повреждены механизмы реагирования на стресс и другие процессы управления эмоциями, даже сам рост мозга (темпы роста мозга наиболее высоки в первые полтора года жизни) может быть нарушен, что будет влиять на дальнейшее поведение человека и его умственные способности. Позитивный опыт в раннем возрасте способствует развитию мозга с большим количеством нейронных соединений, а чем больше таких соединений, тем больше возможностей использовать различные области мозга.

Разлука с матерью – сильнейший стресс для младенца!

Дети крайне зависимы от взрослых, которые удовлетворяют их потребности в пище, защите, тепле и комфорте. Для младенца близость взрослого — это залог выживания, поэтому он испытывает сильнейшие переживания, если мама или человек, который о нем заботиться покидает его.

Цитата из книги Сью Герхардт  «Как любовь формирует мозг ребенка?»:

«Самым сильным стрессом для ребенка от рождения до трех лет является разлучении с матерью или тем взрослым, который заботится о нем и помогает ему выжить в этом мире. «

Невнимание даже хуже, чем плохое обращение!

Автор книги обращает особое внимание на то, что травматичная для психики ребенка ситуация может возникнуть не только от экстремальных или длительных тяжелых переживаний, но также от периодических случаев игнорирования и насильственных действий, из-за отсутствия отзывчивости в тот период, когда младенец особенно в ней нуждается.

Цитата из книги Сью Герхардт  «Как любовь формирует мозг ребенка?»:

«Для ребенка самым болезненным ощущением является невозможность добиться материнского внимания. Дети протестуют больше всего, когда внимание их матери отключено, это более невыносимое состояние, чем плохое с ними обращение.»

Если у ребенка нет родителя, который был бы настроен на ребенка, заинтересован в нем и реагировал на него позитивно, то у малыша не смогут правильным образом развиться важные участки мозга.

Младенцу необходима чуткость родителя, причем это не означает, что необходимо немедленно исполнять малейшие желания ребенка, но и нельзя игнорировать малыша слишком долго. Сью Герхард говорит о «расслабленной  чуткости, которая есть у уверенных в себе родителей», когда родители реагируют на текущие потребности именно своего ребенка, наблюдая за его настроением и желаниями, думая о том, как ребенок воспринимает или переживает ту или иную ситуацию.

Основа легкого воспитания – хорошие отношения.

В возрасте от года до трех лет ребенок проходит важные этапы социализации, его учат тому, какое поведение является приемлемым, а какое нет, через лишение положительного родительского внимания. Если ребенок делает что-то нежелательное, родители выражают свое неодобрение, что является для ребенка стрессом.

Стресс и конфликты неизбежны в любых отношениях, но ребенку необходима базовая уверенность в том, что позитивные взаимоотношения могут быть восстановлены. Задача родителя в том, чтобы помочь пережить и нейтрализовать негативные переживания, а также гормоны стресса, вернуться к нормальному состоянию, обеспечить быстрое восстановление прерванных отношений.

Излишняя критика губительна для самооценки.

Если ребенка сильно критикуют или постоянно игнорируют, у него может возникнуть неуверенность в собственной ценности. А представления ребенка о собственной низкой ценности или даже неполноценности придают определенную направленность его поведению, которое подтверждает негативные ожидания других.

Цитата из книги Сью Герхардт  «Как любовь формирует мозг ребенка?»:

«Если другой человек постоянно относится к тебе как к глупцу, ты и будешь чувствовать себя глупым. (И у тебя разовьется способность относиться к другим как к глупцам.) Если родители не проявляют интереса к состоянию твоей души, тебе будет казаться, что эти состояния не представляют интереса для других (и, возможно, что состояния души других людей и тебе не будут интересны).»

Раннее детство влияет на способность быть счастливым взрослым!

Недостаток позитивных взаимоотношений в раннем детстве оказывает негативный эффект на биохимию мозга, что может привести к тому, что и во взрослом возрасте человек будет получать меньше удовольствия от жизни. Напротив, человек во младенчестве получавший большое количество положительных впечатлений и поощрений, и в дальнейшем не испытывает сложностей с эмоциями, а также формирует позитивное отношение к жизни.

Кроме того, отношения с родителями, формируя определенные модели взаимодействия, влияют и на отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Дети с надежной привязанностью ожидают от других отзывчивости и чуткости, и сами способны на это. Если они сталкиваются с неотзывчивым человеком, они склонны обратиться за поддержкой к другому. Напротив, дети с ненадежной привязанностью придерживаются защитного поведения, чтобы взаимодействовать с неотзывчивым партнером, такие модели поведения могут привести к серьезным трудностям в установлении открытых доверительных отношений.

Цитата из книги Сью Герхардт  «Как любовь формирует мозг ребенка?»:

«Свойства хорошего родительства (и любых близких взаимоотношений в целом)…: способность слушать, способность замечать, способность исправлять поведение и восстанавливать приятные чувства через разного рода физический, эмоциональный и интеллектуальный контакт — через прикосновение, улыбку, разные способы облачения чувств в слова и мысли. … Для того чтобы  быть способным замечать и реагировать на чувства других людей, требуется время. Требуется, чтобы чувствам уделялось какое-то умственное пространство, было и желание, и настрой выносить взаимоотношения на первый план.»

Книга "Как любовь формирует мозг ребенка?" Сью Герхардт - купить книгу в интернет-магазине Ozon.ru Книга "Как любовь формирует мозг ребенка?" Сью Герхардт — купить книгу в интернет-магазине Ozon.ru

Дорогие читатели, добро пожаловать в комментарии! Расскажите, читали ли вы эту книгу, поделитесь впечатлениями. Или расскажите, что думаете о тех тезисах книги, которые изложены в этой статье. 

Счастливого Вам дня!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Как любовь формирует мозг ребенка: 22 комментария

  1. Ольга Медведева

    Я согласна на все 100% с позицией автора книги, что любовь и внимательное отношение родителей к ребенку в его нежном возрасте существенно влияет на развитие мозга малыша, становлении его личности. Дети, которые лишены родительского тепла, уюта семейных отношений, вырастают как «маугли» в эмоциональном плане. Ярким примером, я думаю, тому является детская преступность детей, брошенных своими родителями… и это очень грустно.
    Ребенок в возрасте от года до трех лет и правда проходит самые важные этапы социализации, об этом говорится еще и в книге Масару Ибука «После трех уже поздно», которую я прочитала. Вот теперь возьму на заметку и книгу Сью Герхардта.
    Ира, спасибо за освещение такой важной темы 🙂 Как мне хочется быть уверенной в том, что все делаю правильно! Но, наверное, как и любая мамочка, нахожу в себе недостатки, переживаю, что могу что-то упустить и недодать сыну.

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Да, в книге Сью Герхардт(кстати, это женщина, и книгу она посвятила своим детям) приводит примеры детей лишенных родительского внимания и к каким необратимым и тяжелым последствиям это привело, рассказывает и о связи неблагополучного детства с преступностью и другими проблемами. Это, действительно, очень грустные и тяжелые примеры.
      Да, малыши до трех лет особенно восприимчивы к влиянию окружающих, и их развитие сильно зависит от отношений с родителями, только не с года, а прямо с рождения, автор книги пишет, что к году уже сформированы многие физиологические основы реагирования на стресс, модели отношений. Конечно, в дальнейшем это можно скорректировать, но гораздо сложнее, чем в самом раннем возрасте.
      Оля, я буду рада, если как можно больше родителей, заинтересовавшись изложенным в моей статье, прочтут книгу «Как любовь формирует мозг ребенка», ведь это действительно очень важная тема. А, как пишет Сью Герхардт, на формирование психики малыша могут оказать не только какие-то тяжелые травмы, но и отсутствие достаточной отзывчивости со стороны родителей и излишняя критика, которая, к сожалению, многими воспринимается как норма и необходимый элемент воспитания «приличного человека».
      Да, мне тоже очень хочется дать доченьке все, что в моих силах. Но мы тоже живые люди и не можем быть всегда идеальными, да это и не нужно (другой известный автор Винникотт говорил о «достаточно хорошей матери»). А нужно любить деток, быть к ним внимательными, искренне интересоваться ими. Ну и, конечно, дети дают нам прекрасный стимул для работы над собой и своими недостатками. В любом случае для своих малышей мы самые лучшие мамы на свете. 🙂

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Ольга, спасибо за Ваш комментарий. Уверена, Вы не пожалеете времени, потраченного на прочтение этой книги.

  2. Галина

    Наверное это та книга, которую я искала. Хочется почитать о детской психологии, чтобы понимать больше своего ребенка. Хотя, конечно, каждая мама на интуитивном уровне делает те действия, которые считает правильными. Но вот как внутренне малыш реагирует на них.. Спасибо за подсказку)

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Галина, в книге много объяснений психофизиологии ребенка, рассказывается, что влияет на формирование мозга, какие гормоны вырабатываются в ответ на стресс и куда они потом уходят. В общем, много интересного, думаю, не пожалеете, если прочтете. А вот по воспитанию и психологии ребенка советую книжку Гордона Ньюфелда, если еще не читали. Писала о ней вот здесь — http://happywithbaby.ru/teoriya-privyazannosti/

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Галина, спасибо, это только те книги, которые я прочитала лично и убедилась в их ценности. Понимаю, как у мам мало времени, поэтому ерунду советовать точно не буду. ) Поделитесь впечатлениями, когда прочитаете! 🙂

  3. Olga 0207

    Ирина, какая глобальная работа проделана при составлении этого отзыва! О такой книге я не слышала, но приведенные вами цитаты очень понравились — особенно понятие «расслабленной чуткости». Спасибо!

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Ольга, спасибо за комментарий! 🙂 Я очень рада, что Вы нашли для себя близкие мысли в книге. Я когда прочитала книгу, поняла, что просто не могу не поделиться хотя бы некоторыми ее тезисами.

  4. Анна

    Очень хорошая книга! Присоединяюсь к Вашей рекомендации. Прочитала как-то в жж рецензию на нее и сразу же купила.
    Она такого интегрального плана, соединяет в себе и психологию и биохимию и неврологию, потому что развитие чаще рассматривается каждой наукой по отдельности.
    Вдохновленная прочитанным, тоже написала у себя в блоге рецензию 🙂

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Анна, спасибо, что поддерживаете мою рекомендацию, +1 голос за то, чтобы прочитать книгу. Я, по-моему, тоже где-то в ЖЖ впервые упоминание о ней увидела.

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Анна, у меня тоже есть такой список, и он постоянно пополняется. Если попадется еще что-нибудь столь же ценное как эта книга или, например, книга Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть» , обязательно поделюсь! 🙂

  5. iriszka

    согласна с автором книги и спасибо за ее обзор 🙂
    действительно, если ребенок начинает капризничать, испугался или злится, нужно называть чувства ребенка, чтобы он понимал, что с ним происходит. А многие просто кричат на своего орущего малыша, чем делают еще хуже.

  6. Ольга Шумская

    Спасибо, вам за обзор! Те тезисы, которые вы выделили — они настолько кажутся очевидными, и главное научиться вести себя правильно с ребенком , чтобы это было привычной моделью поведения, а не заученным лозунгом.

  7. Арина

    Любовь формирует не только ребенка, но и взрослых. если нет любви и тепла, то зачем тогда жить?Главное, научить ребенрка любить и не чувствовать одиночество.

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Арина, согласна с Вами, и для взрослых очень важно чувствовать себя любимым и любить. Но как раз вот эта способность любить, осознавать свои чувства и замечать, понимать чувства других и закладывается в раннем детстве. И то, получил ли ребенок достаточно любви в критический период формирования его психики, оказывает огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь и взаимоотношения с другими людьми и с самим собой. О том, как и почему это происходит, как раз и написана книга Сью Герхардт.

  8. Арина

    Пускай на сердце в этот день
    Весна застенчиво играет,
    И ветер добрых перемен
    Твои желанья исполняет,
    Желаю быть самой собой,
    Других примером вдохновляя,
    С Международным Женским днем
    От всей души я поздравляю!

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Арина, какое чудесное поздравление, спасибо! 🙂 И Вас с праздником весны! Любви, солнечного настроения и успеха во всем! )))

  9. Людмила

    Бесспорно любовь важна для маленького человечка с самого зачатия. Очень близки мне изложенные понятия. Ирина, спасибо вам за такой тонкий и искренний обзор!

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Людмила, спасибо, мне тоже очень близки идеи книги, поэтому и решила сделать такой обзор. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *