Дети в огороде

В идее собственного огорода мне нравится не только то, что мы сможем съесть наш урожай выращенных без применения минеральных удобрений и химикатов овощей и ягод, но и его обучающее и развивающее значение для ребенка. Сейчас объясню, что я имею ввиду.

дети в огороде

У современного городского ребенка все меньше шансов собственными глазами увидеть, откуда на самом деле берется настоящая еда. Малыш чаще видит морковку с ботвой на картинках из набора для раннего развития маленького гения, чем в естественных условиях — на грядке. Я не берусь отрицать пользу развивающих пособий, но я так рада, что у моей дочки есть возможность наблюдать, как из посаженного нами семечка развивается растение. Как оно питается энергией солнца, воздуха и почвы, растет, цветет и завязывает плоды, сначала маленькие и зеленые, а потом наливающиеся цветом и вкусом.

дети и огород

Я втайне немного надеюсь, что увидев этот процесс и распробовав вкус живой еды, она и в дальнейшем сможет отдавать предпочтение натуральным, а не рафинированным продуктам. Ведь пищевые привычки и предпочтения закладываются с детства. Как и уважение к труду, как к чужому, так и к собственному, а огород наглядно показывает, что пища не достается нам просто так, что нужно хорошенько (хоть и с удовольствием) потрудиться, чтобы получить результат — урожай.

огород

По-моему, здорово, что Марина видит нас, родителей, за работой (а не только за компьютером), будь то работа в огороде, ремонт дома или кухонные хлопоты. И ребенок сам учится трудиться и помогать. Марина, например, очень любит поливать огород и собирать урожай. Причем сорвать огурец и даже вырвать морковку она может совершенно самостоятельно, а потом бежит на кухню, чтобы я помогла их помыть и почистить.

дети в огороде

На нашем садово-огородном участке также достаточно пространства для свободной и самостоятельной игры ребенка. Наша дочка еще мала для того, чтобы подолгу занимать себя чем-то самостоятельно, но здесь у нее есть возможность поиграть на свежем воздухе и поисследовать окружающую ее среду без нашего явного контроля и сопровождения, и при этом мы уверены, что она в безопасности.

дети в огороде

А сколько огород предоставляет возможностей для обучения! Как известно, маленькие дети обучаются не по книгам, не через заучивание понятий, а через активное взаимодействие с окружающей их средой с помощью всех органов чувств, через тактильные ощущения, запахи, вкусы, звуки и визуальное восприятие. Как я уже говорила, мне в чем-то близок подход Марии Монтессори к воспитанию и развитию детей, так вот она много писала о важности сенсорного развития детей, о «воспитании чувств». Огород в этом смысле является прекрасным наглядным и интерактивным «пособием».

огород как развивающее пособие

Здесь дочка ненавязчиво знакомится с различными растениями (как посаженными нами, так и сорняками), насекомыми (муравьями, пчелами, осами и шмелями, опыляющими наши цветущие растения), птицами (воробьи, кукушки, сороки, соловьи) и даже животными (у нас в огороде поселился суслик, бегают ящерицы, приходят в гости коты, а на компостной куче живет семейство ужей). О наших наблюдениях можно почитать и посмотреть фотографии в посте «Детские забавы«. Воспринимает цвета и их оттенки — листвы и травы, неба и почвы, зреющих ягод и плодов.

IMG_1657

Отдельно стоит сказать об огромных возможностях для развития тонкого обоняния. Прежде всего, этому способствует чистый, не загрязненный выхлопами деревенский воздух, и окружающая природа щедро одаривает нас ароматами. Я постоянно даю Марине возможность знакомиться с различными запахами: так пахнет молодой чеснок, а так — растертый между пальцев листик мяты, а мелисса напоминает одновременно и лимон, и мяту, а это базилик, а вот ветер принес сладкий запах луговых цветов, а этот аромат разносится от цветущих в нашем огороде подсолнухов (пчелы тоже его чувствуют и уже прилетели собирать нектар). А какой яркий запах у обычного, но только что сорванного с грядки укропа! В солнечном лесу, куда мы отправились на прогулку, нас ждет теплый запах сосновой смолы, а потрясающий аромат свежесобранной земляники мы унесли из леса с собой, чтобы спрятать его в маленьких баночках с вареньем и сохранить его для зимы.

IMG_2773-001

Мне очень нравится в деревне то, что здесь «развивающие занятия» часто не требуют никакой подготовки, а складываются спонтанно, просто являясь частью нашей жизни. Так, например, я не раскладываю перед Мариной коробочки или баночки, наполненные различными ароматами и не предлагаю ей сесть и понюхать их (упражнение из методики Монтессори для развития обоняния). Мы просто идем в огород нарвать зелени для ужина и я предлагаю дочке понюхать веточку укропа или кинзы, и она с удовольствием нюхает. Я ничего не имею против специально организованных занятий с детьми, это интересно и здорово, просто мы так часто вместе с дочкой ходим в огород и готовим еду, что в «ароматных баночках» у нас попросту пока нет необходимости. А я и рада, наверное, я немножко лентяйка.

ребенок в огороде

И так само по себе у нас происходит еще много всего, что мы заранее не готовим, не выделяем для этого специально времени, но в чем я вижу огромный развивающий потенциал. Мария Монтессори писала о важности развивающей обогащенной среды для ребенка, из которой он способен взять все, что ему нужно без давления и прямого обучения. Так вот здесь, в деревне, у нас, возможно, не совсем правильно организовано домашнее пространство, с точки зрения Монтессори-педагогики, но богатство окружающей природной среды полностью компенсирует все недочеты обстановки и отсутствие множества покупных развивающих пособий.

ребенок в деревне

Друзья, а какой у вас подход к развитию детей? Согласны ли вы с тем, что достаточно предоставить ребенку подходящую среду и он впитает то, что нужно? Или же вы убеждены, что необходимы специально подготовленные занятия? И какие занятия вы предпочитаете — подготовленные мамой или специалистами какого-либо развивающего центра?

Счастливого Вам дня!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Дети в огороде: 28 комментариев

  1. Вика

    Какие фото, просто нереальная красота. Какие вы молодцы, что даете это все ребенку, это так ценно так важно. Зачиталась твоей статьей, вспомнила все запахи свежих листьев, овощей, ягод, всех плодов с огорода, как жаль что мой сын этого не знает(( Ириш, мне почему то не приходят уведомления про новые статьи, я уже давно подписала а с этого smartresponder только одна реклама(((( сегодня подписалась заново, надеюсь получится получать новости на почту от тебя

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Вика, спасибо! Очень хочется и дальше давать это ребенку, да и самим понравилось жить ближе к природе. Теперь активно ищем пути решения этой задачки. 🙂
      Я тебя понимаю, сложно в условиях города приблизиться к природе и натуральности, и показать детям процессы роста и развития растений. Но может быть, мини-огород на подоконнике или на балконе покажется тебе хорошей идеей? Меня вдохновляет пример Даны, ее садик на балконе — прелесть! Мне кажется, Лео уже в таком возрасте, когда деткам уже интересно принимать достаточно активное участие в посадке и выращивании растений.
      Smartresponder, пожалуй, ни в чем не виноват, это я, наверное, редко пишу для своих подписчиков, стыдно, надо исправляться. 🙂

  2. Галина

    Как красиво, волшебно и так по-нашему!!)) Абсолютно с тобой согласна, готова подписаться под каждым словом! На природе нет необходимости сыпать специально ребенку баночки с разными крупами. Он же взаимодействует и с песком, и с землей, и вытаскивает горошек из стручков, и срывает ягодку с куста сам! Он уже может отличить практически всегда спелую ягоду, от еще зеленой. Вчера приезжали мои родители к нам в гости на дачу, так мама была приятно удивлена, что Сева в свои неполные 1 год и 8 месяцев безошибочно показывает подорожник, ромашку. Проводит экскурсию по огороду, где у него растет морковь, лук и помидоры. И, конечно, я насильно ему это не объясняла. Просто по ходу нашей летней жизни все запомнилось. Помимо всего, что ты осветила, еще и физического развития — хоть отбавляй!! Пешие прогулки, лазанье по всяким корягам,пням, купание в прохладной воде, солнце, свежий воздух 24 часа в сутки! Да еще и баня) Сделали маленький веник и потихоньку привлекаем ребенка к этим процедурам) Жалко только лето у нас в Сибири короткое..

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Галя, да-да-да!!!! Банька у нас тоже есть! Заносим в парную Маришку на несколько минут, она и сама просится, и сидит довольная-предовольная, правда, пока без веника, а у вас все по-серьезному! ))) Сева какой умничка, бабушке экскурсию провел! )))) Вот-вот, а главное все само по себе как будто запомнилось, без усилий ни со стороны родителей, ни со стороны ребенка, по-моему это просто идеальное обучение, всегда бы так! )))
      И нам жалко, что лето короткое, а в этом году еще и не часто нас теплом баловало, вот и ищем мы способы себе лето продлить. )))

  3. Юлия Сырых

    Свой огород — это мой план на следующий год. Дети просто обожают смотреть, как все растет, и меня это так вдохновляет. Но даже в горшочках на балконе в любой квартире можно устроить мини-огород (мы так делаем уже несколько лет подряд). И все же ничто не сравнится с настоящим огородом. Жду — не дождусь следующей весны!

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Юлия, отличный план, желаю успешного его воплощения! Да, я убедилась, что даже малышам интересна огородная жизнь! Да, мини-огород на балконе может стать отдушиной в условиях городской жизни и островком природы в собственной квартире! Ну а в «полевых» условиях, конечно, есть где развернуться!

  4. Дана

    Ирочка, соглашусь с каждым словом. Так ты красиво все разложила по полочкам, и фото тоже чудесные!

    Что касается меня, то я не только часто касаюсь этой темы в блоге, но и писала об этом не раз статьи. Вот, например, про наш огород на подоконнике — http://letidor.ru/article/ogorod_na_podokonnike_36781/ , и просто про время на природе с ребенком — http://letidor.ru/article/vremya_na_prirode_s_rebenkom_41661/, и про изучение трав с детьми — http://letidor.ru/article/travy_dlya_detey_46441/. Как видишь, тоже ничего специального, когда жизнь построена в соответствии с ритмами природы, то специально создавать условия для обучения почти не приходится. Весь мир это классная комната.

    Вы молодцы!

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Дана, спасибо за отзыв и ссылки! То, о чем ты пишешь, очень мне близко! И это так здорово, когда окружающий мир — классная комната, когда обучение происходит почти постоянно и ненавязчиво и не воспринимается ребенком как повинность.

  5. Юлия Белка

    Ну, мне сказать совершенно нечего — под каждым словом готова подписаться. 🙂 Могу только восхищаться вашей красотой и вуснотой и радоваться за вас с малышкой! На меня тоску наводят и «карточки с морковкой» и баночки с ароматами. Очень часто в мыслях и в блоге так или иначе возвтащаюсь к этой теме. Не люблю развлекать детей и не считаю, что все занятия должны быть супервесёлыми — они должны быть интересными и нужными ребёнку. Поэтому очень осторожно отношусь к слиянию занятия и игры. Иногда это органично, но часто — нет. Но самый лучший учитель-это Природа и сама жизнь, главное не ограждать ребёнка от них, помещая в какую-то «стерильную», «детскую» среду и быть всегда рядом.

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Юлия, спасибо за поддержку! Я абсолютно согласна с тем, что не стоит ограждать ребенка от реальной жизни, создавая ему «игрушечный» мирок. По-моему, наилучшим образом развитию малыша способствует простое его участие ( а поначалу и наблюдение) в повседневных делах родителей. А вот про слияние игры и какого-то обучения, я так и не решила для себя пока, как быть. С одной стороны, кажется хорошей идеей научить чему-то ребенка в игре. Да и играть, педагоги говорят, ребенка тоже нужно учить (показать, как можно, играть сначала вместе), чтобы потом он мог разнообразно играть уже сам. С другой стороны, по-настоящему свободная игра — это всегда идея самого ребенка и только он ей управляет, стоит ли вмешиваться в этот процесс?

  6. Маруся

    Огород, особенно когда большой — это огромный труд, и если это не по душе, то лучше и не затевать (вот у меня мог бы получиться только разве что маленький садик с цветочками)))Но конечно для постепенного и естественного развития малышей — самое то)

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Маруся, признаюсь честно, нам огород был совсем не в тягость, мы не батрачили там так, как принято у нашего старшего поколения. Мы почти не копали, не пололи, ничем не опрыскивали, только посадили, ну и поливать приходилось, да ( хотя и эту проблему легко решить). Что выросло, то выросло, мы были довольны результатом, так как огород требовал минимум вниимания и заботы с нашей стороны!
      Но я понимаю, что некоторым людям может быть совсем не интересно этим заниматься, просто другие приоритеты. 🙂 Или может просто мешает миф, что огород — это всегда огромный труд. 😉
      Кстати, нас многие отговаривали от затеи с огородом, приводя именно этот аргумент. )))

  7. Ирина

    Как это прекрасно! Вашем деткам просто очень повезло с мамой! Да, к сожалению в силу обстоятельств многие дети и не в курсе как выглядят растут некоторые овощи/фрукты

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Ирина, спасибо! К сожалению, это особенность и побочный эффект городской жизни. Не только дети не видят как растут, например, овощи, но и взрослые забывают вкус живой еды. Проверено на себе — ни один помидор, купленный на рынке Москвы в последние годы (независимо от стоимости и заявленной страны происхождения) не сравнится по вкусу с выращенным на своей грядке. Нас этот летний опыт заставил всерьез задуматься над своими жизненными приоритетами и планами.

  8. Мария

    Ира, как же вы живописно все описываете… и снова я четко ощущаю перечисленные вами ароматы и картины…. Мне подход естественного или я бы даже сказала прикладного обучения гораздо ближе, чем какой-то запланированный… у нас крайне мало запланированных с дочей занятий… мне кажется ребенок постоянно находится в режиме получения знаний и поэтому здорово, когда есть возможность этот режим удовлетворять… постоянно же не будешь проводить какие-то спец занятия, но вот дать возможность и пространство — это наверно самое правильное и важное… Замечательные фотографии, очень красивые и Маришка как всегда такая лапуська! )))

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Мария, спасибо! У меня эти картины, ароматы и вкусы надолго останутся в памяти! ))))
      Да, дети учатся и развиваются постоянно и, наверное, главная задача родителей даже не создать какую-то особенную среду для малыша, а впустить ребенка в свою жизнь, с ее повседневными делами и заботами, и дать ребенку надежную привязанность, которая является необходимой базой для гармоничного развития.
      Спасибо еще раз, мне очень приятно! )))

  9. Наталка

    «Малыш чаще видит морковку с ботвой на картинках из набора для раннего развития маленького гения, чем в естественных условиях — на грядке.» — и правда грустно(( И про то, что родители сидят за компьютерами, и то, что жизнь современного человека сейчас похожа на жизнь инвалида((( Пардон конечно, сама такая…особенно летом, когда +31 и больше. О чем я…вчера снова прочитала о том, что грудничка — в слинг и так с ним побольше в квартире-на улице…и подумалось, а куда с ним по квартире ходить? Домашние дела — пока делают за нас родители. Домой без ремонта в ванной (ее полностью разнесли) мы еще не скоро попадем ,или скоро, но лето уже пройдет. На улицу выйти сложно, а выйдешь и петляешь по одним и тем же дорогам посматривая на часы, когда уже 2-4 часа пройдет — нужно же столько гулять…жуть просто, о чем думаю, как родитель…а где же наслаждение и удовольствие от общения с ребенком и природой…мм…лан, то такое…

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Наталка, как я тебя понимаю! Я первый год дочкин просидела в Москве (к тому же еще и без помощи наших родителей, которые живут в других городах). Конечно, хозяйственные дела даже в однокомнатной квартире находятся, а погулять можно пару часов и по району, но мне в таком режиме тоже было тягостно, особенно зимой. Моя ошибка, как мне кажется, была в том, что выпав из привычного окружения (коллеги и приятельницы с работы), я не нашла себе нового — мамского, где я могла бы говорить на волнующие меня темы, делиться эмоциями, радостями, сложностями, связанными с рождением первого ребенка. Я оказалась практически в социальном вакууме. А стоило всего-то повнимательнее оглянуться вокруг себя и проявить инициативу, познакомиться с другими мамами, хотя бы во время этих ежедневных прогулок. Но меня удерживали от этого какие-то дурацкие отговорки. И хотя благодаря блогу я виртуально познакомилась с прекрасными и очень интересными людьми, близкими мне по духу и подходу к воспитанию детей, но живое общение это не заменяет! В определенный момент я поняла, что мне не хватает именно простого душевного живого общения!
      Так что, может быть, если тебе немного взгрустнулось и ощущение радости куда-то ушло или притупилось, пора устроить слинговечеринку с подружками и их малышами. Я знаю, ты активно общалась с девчонками до родов, и думаю, и сейчас вы встречаетесь. Мне душевное дружеское общение помогает утолить некоторый эмоциональный голод и снова ощутить полноту и радость жизни. 🙂
      А вообще, да, жизнь в городе в привычном ритме квартира-работа-пенсия, это совсем не то, чего хотелось бы от жизни, наш деревенский летний опыт заставил нас по-другому взглянуть на наши ценности, приоритеты и жизненные планы.

  10. Анна

    Мне кажется, что специально организованные занятия с карточками — это следствие того, что невозможно в реальности эти предметы увидеть-потрогать-обонять. Поэтому приходится теоретизировать.
    Я в этом году тоже огород (настоящий, под небом!) организовала, но в середине лета из-за моего глубокобеременного состояния он пришел в запустение)) Меня хватало только прийти, сесть между грядок и есть «с куста» укроп, петрушку, сладкий горошек.. Зато сын сам дергал на грядке морковку и свеклу и приносил мне для супа))
    А дома у нас тоже длятся попытки огородничества, однако все такое хилое и дохлое, по сравнению с выросшим на воле: http://mamalama.by/pesochnica-zimnij-ogorod/
    а дети в горшке песочницу себе устроили 🙂

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Анна, согласна, все эти карточки, ароматные баночки и прочее — это попытка хоть как-то компенсировать недостаток сенсорных стимулов в условиях городской квартиры.
      Да, настоящий огород — это так здорово! И вкусно необыкновенно, и удовлетворение от того, что все это выросло благодаря собственным рукам. И даже полузапущенный огород (у нас тоже как раз такой и был) способен доставить удовольствие, а сил почти не отнимает! ))) И дети сами что-то делающие в огороде или собирающие урожай — это так мило!
      У вас прямо сенсорная коробка в горшке получилась. 🙂 Кстати, вот эти так популярные сейчас сенсорные коробки — это ведь тоже из-за отсутствия возможности взаимодействовать вдоволь с природной средой.

  11. Женя Ясная

    Вот на 100% согласна с вами! Природа — лучший учитель)) Жаль у нас огород у бабушки и мы там редко бываем — раз в две недели примерно. Там сын успевает накопаться вдоволь, наполиваться, а я тоже успеваю ему только показывать овощи, ягоды, растения. А на травы ходим смотреть в лес — благо он рядом. Занятия подготовленные — это хорошо, но если есть живой «материал», то и занятий особых не надо. А чужие занятия хороши, как отправная точка. Но в любом случае надо под своего переделывать — его-то никто кроме мамы не знает))

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Женя, да, копание в огороде и активные прогулки по лесу — это прекрасно! Совершенно согласна, что чужие занятия — это лишь пример того, как можно. Поймала себя на мысли, что просматривая чьи-то рассказы о занятиях и играх с малышами (даже очень вдохновляющие и яркие) очень редко могу взять для воплощения с дочкой что-то без изменений, как готовое занятие. Всегда приходится корректировать, учитывая интересы дочки. А примеров для вдохновения сейчас так много! 🙂

  12. Татьяна Саксон

    Как многие уже выше высказались, нынешние карточки и другие развивающе-обучающие материалы придуманы, так как нет возможности всё потрогать-попробовать наяву. А уж если такие возможности есть, то, конечно, нет смысла отдавать предпочтение «имитаторам».

    1. Ирина Снаткина Автор записи

      Татьяна, согласна, популярность разнообразных развивающих пособий и карточек, наверное, как раз и обусловлена некоторой ограниченностью современной городской жизни. И те же сенсорные коробки, например, это, на мой взгляд, попытка хоть как-то компенсировать городскому ребенку недостаток сенсорных стимулов и ощущений. Я благодарна за то, что летом у нас была возможность почти не прибегать к имитаторам, так как очень многое можно было попробовать на вкус, понюхать, потрогать, послушать и хорошенько рассмотреть. 🙂

  13. Нина

    мои детки каждые выходные бывают у бабушки в деревне, там и огород и сад. Сынок всегда принимает участие в посадке огорода, начиная с сеянки и заканчивая кукурузой или кабаком для поросят). Дочь ещё совсем кроха, но думаю ей тоже будет интересно принимать участие в таких процессах. На мой взгляд это очень полезно, да и забавно наблюдать за малышами.

  14. Ирина Полякова

    Ириша! Села почитать вдруг и увидела нужные СЛОВА. Начала со статьи про переезд в Сочи. Надеюсь, ты ответишь мне на комментарий!) Скажи, вот вы там давно уже живёте относительно. Как произошёл переезд и акклиматизация?
    Не пожалели? Как справляетесь с летней жарой?

    1. Ирина Снаткина

      Ириша, привет! Переехали спонтанно и быстро, с минимумом вещей. Освоились тоже легко и быстро. Акклиматизацию вообще не заметили. Летом на самом деле не так уж и невыносимо. Жара в июле, августе, но близость моря ее смягчает. Сейчас вот +10 примерно и солнышко. 🙂 Задавай любые вопросы, всё расскажу. Есть мысли о переезде?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *